Инновационный подход
к созданию
предметно-развивающей среды
во второй младшей группе ДОУ
в соответствии с ФГОС
Комарова Т.А.
воспитатель 1 квалификационной категории
_____________________________________________________________________________________________________________
Пояснительная записка
Нет такой стороны воспитания, на которую
обстановка не оказывала бы влияния,
нет способности, которая не находилась бы
в прямой зависимости от непосредственно
окружающего ребёнка конкретного мира…
Тот, кому удастся создать такую обстановку,
облегчит свой труд в высшей степени.
Среди неё ребёнок будет жить – развиваться
собственной самодовлеющей жизнью,
его духовный рост будет совершаться
из самого себя, от природы…
Е.И. Тихеева
Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено значимостью окружающей обстановки для разностороннего развития ребенка, успешной социализации в обществе.
Предметно-развивающая среда – это естественная комфортабельная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами, эстетически оформленная.
В такой среде возможно одновременное включение в различную деятельность всех детей группы в соответствии с их потребностями и интересами.
Грамотно организованная среда даёт возможность неформально построить педагогический процесс, избежать монотонности, помогает ребёнку быть постоянно занятым полезным и интересным делом. Даёт дошкольнику возможность испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества, способствует утверждению уверенности в себе.
Инновационность подхода к организации предметно-развивающей среды определяется актуальностью интеграции не только образовательных областей, определённых ФГОС, но и работой в МДОУ экспериментальной площадки по теме: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников».
Система духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста строится на приобщении их к культурному наследию своего народа. Русская культура, как культура великой нации, всегда отличалась высокой духовностью. Её исторические корни уходят вглубь веков. И во все времена взлёта и падения русская культура помогала своему народу не только выжить, но и сохранить своё лицо, самобытность, высокую духовность и нравственность. Приобщение к культуре развивает ум, формирует душу, обогащает речь.
Начиная с 2010 года, в ДОУ планомерно проводится работа по духовно-нравственному воспитанию детей и приобщению их к основам народной культуры.
Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций в условиях светского образовательного учреждения оказалось делом необычайно трудным и деликатным, требующим единения желаний всех педагогов, детей и их родителей.
Принципы построения предметно-развивающей среды
Для того, чтобы предметно-развивающая среда выполняла основные функции, на этапе её проектирования В.А. Петровский предлагает придерживаться следующих принципов:
· принцип дистанции при взаимодействии;
· принцип активности, самостоятельности, творчества;
· принцип стабильности - динамичности;
· принцип комплексирования и гибкого зонирования;
· принцип эмоциогенности среды;
· индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;
· принцип сочетания привычных и неординарных элементов в организации среды;
· принцип открытости - закрытости;
· принцип учета половых и возрастных различий детей.
Построение предметной развивающей среды с учетом вышеизложенных принципов дает ребенку чувство психологической защищенности, помогает развитию личности, ее способностей, овладению разными видами деятельности.
Приступая к оформлению группового помещения, мы упорядочиваем предметно-развивающую среду: приводим количество материалов и оборудования в соответствие с требованиями используемой программы; регулируем поло-ролевую адресность оборудования и материалов, исходя из реального количества имеющихся в группе мальчиков и девочек; выявляем и стараемся удовлетворить индивидуальные интересы, склонности и потребности группы, опираясь на результаты диагностики.
Итак, в группе детского сада мы учитываем:
- возрастные особенности детей,
- социально-психологические особенности детей,
- поло-ролевые особенности детей данного возраста,
- интересы, потребности детей данной группы.
Наряду с этим осуществляется работа по эстетическому оформлению группы, которая делится на два этапа:
1) теоретическая проработка и проведение поискового эксперимента по моделированию пространства группы на плане;
2) практическая работа по зонированию группы на основе теоретически или экспериментально созданной модели.
При этом учитываются психофизиологические факторы, т.е. те ощущения (зрительные, слуховые, тактильные), которые сформируются у ребенка при взаимодействии с объектами предметно-развивающей среды.
Анализ среды, с целью выявления проблемных зон: прежде чем приступить к оформлению групп, мы провели оценку предметной среды группового помещения и составили списки, имеющихся материалов и оборудования, выявляя, тем самым, дефицитарные области и пополняя их с учетом половозрастных и гендерных особенностей группы; потребностей и интересов детей, которые определяются в процессе наблюдения за свободной самостоятельной деятельностью с фиксацией их активности (умственной, физической, игровой). Результаты исследования, проведенного до создания инновационной предметно-развивающей среды, демонстрировали неравномерное распределение активностей детей. Очевидным было, что не все виды активности детей можно назвать развивающими, например, бытовую и неоформленную двигательную активность, поэтому следует стремиться к их нулевым значениям. Некоторые виды активности, несмотря на высокое процентное содержание, например, игра, носили явно выраженный гендерный уклон в сторону девочек. Доминировали ролевые игры в различные варианты «дочки-матери» и «парикмахерская», в которых мальчики участие не принимали. Для ролевой игры мальчиков материалы отсутствовали. Условия для режиссерской игры были созданы недостаточно, а имеющиеся были разрознены, не распределены в пространстве группы в соответствии с сюжетообразующими функциями. В продуктивной деятельности доминировало рисование. Познавательно – исследовательская деятельность присутствовала только в аспекте изучения репрезентативного материала, так как реальные объекты для исследования представлены не были.
В целом, предметно – развивающую среду группы можно было охарактеризовать как несоответствующую инновационным требованиям, как не создающую условия для реализации основных направлений деятельности детей.
Цель оформления среды: создание комфортных, благоприятных условий для развития ребенка в самостоятельной и совместной деятельности, обеспечивающей разные виды его активности.
Это обеспечивается за счет решения следующих задач:
Oсоздать необходимые предпосылки для развития внутренней активности ребенка;
Oпредоставить каждому ребенку возможность самоутвердиться в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, в максимальной степени раскрывающих его индивидуальные качества и способности;
Oввести стиль взаимоотношений, обеспечивающих любовь и уважение к личности каждого ребенка;
Oактивно искать пути, способы и средства максимально полного раскрытия личности каждого ребенка, проявления и развития его индивидуальности;
Oориентироваться на активные методы воздействия на личность.
Рекомендации к проектированию предметно-развивающей среды:
- среда должна быть наполнена развивающим содержанием: в обстановку группы кроме предметов, предназначенных детям по возрасту, должны быть включены материалы, соответствующие «зоне ближайшего развития»
- оборудование должно быть размещено так, чтобы было удобно организовать совместную и самостоятельную деятельность
- все предметы должны быть соразмерны росту, руке и физиологическим возможностям детей
- предоставление детям права изменять окружающую среду в соответствии со вкусом и настроением
- размещение материалов должно быть функциональным
- предметы должны выполнять информационную функцию об окружающем мире, стимулировать активность ребенка
- среда должна быть полифункциональной (материалы должны использоваться и для игровой, и для продуктивной, и для исследовательской деятельности)
- среда должна иметь подвижные границы
Педагогу необходимо учитывать, что развивающаяся среда раскрывает свои возможности благодаря общению детей с взрослыми в этой среде.
За основу разработки идеальной модели развивающей среды мы взяли идею, представленную в пособиях Т.Н. Дороновой «Из ДОУ в школу», «Материалы и оборудование для детского сада»/ под ред. Т.Н. Дороновой и Н.А. Коротковой, Н.Ю. Честновой «Как обустроить детский сад».
Групповая комната представлена тремя зонами: активной, рабочей и спокойной.
Значение предметно-развивающей среды:
-обеспечивает духовно-нравственное воспитание и развитие,
-высокое качество дошкольного образования,
-гарантирует охрану жизни и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников,
- обеспечивает комфортное пребывание детей в ДОУ и педагогов на рабочих местах.
Алгоритм создания предметно-развивающей среды в ДОУ
В результате проведённой работы составлен примерный алгоритм преобразования предметно-развивающей среды в группе детского сада.
Шаг 1. Сформулировать цели и задачи работы на основе анализа основной общеобразовательной программы и в соответствии с возрастными особенностями детей.
Шаг 2. Провести оценку и анализ предметно-развивающей среды группового помещения, определив дефицитарные области.
Шаг 3. Изучить интересы, склонности, предпочтения, особенности детей группы.
Шаг 4. Составить перечень необходимых материалов и оборудования исходя из принципа необходимости и материальных возможностей.
Шаг 5. Составить план - схему, определив пространственное размещение оборудования в группе, опираясь на принцип нежёсткого зонирования. Предусмотреть способы выделения игровых зон.
Шаг 6. Разместить мебель и крупное оборудование согласно плану-схеме, наполнить игровыми материалами.
Шаг 7. Продумать последовательность внесения изменений предметно-пространственной среды в течение года, с учётом образовательной программы, положительной динамики развития детей, приобретения новых средств.
Таким образом, каждый последующий технологический шаг представляет собой продолжение и развитие предыдущего и в то же время часть целого, поэтому каждый шаг служит всей организационно-педагогической деятельности и обеспечивает достижение поставленной цели – организации предметно-пространственной развивающей среды, позволяющий реализовать содержание основной общеобразовательной программы дошкольного образования и достичь планируемых результатов её освоения.
Центры развивающей активности детей
Обстановку в группе создали таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно делать выбор. Помещение группы разделено на несколько центров, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов для познания, исследования в разных областях деятельности, игры.
Центры развития активности детей в группе |
Образовательная область |
Центры активности |
Интегративная направленность деятельности центра |
Познавательное и речевое направление развития детей |
Познание
Интегрируется с образовательными областями:
-Чтение художественной литературы.
-Коммуникация.
-Социализация.
-Безопасность.
-Музыка. |
- Центр сенсорного развития
- Центр «Мы познаем мир»
- Центр конструктивной деятельности
- Центр математического развития |
· Развитие и обучение детей средствами игровой предметности.
· Стимулирование и развитие познавательной активности ребенка.
· Развитие системы элементарных математических, экологических, естественно - научных представлений, физических, коммуникативных, художественно-эстетических навыков.
· Формирование элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка – дошкольника.
· Развитие чувства прекрасного к природным объектам и явлениям через восприятие музыки, произведений художественно-литературного творчества.
· Приобщение к чтению познавательной и художественной литературы.
· Развитие умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении.
· Формирование трудовых и безопасных навыков по уходу за растительными и животными объектами.
· Формирование у детей представлений о сенсорных эталонах объектов природного и социального окружения.
· Формирование стремления к освоению нового (получение информации из энциклопедий, справочной литературы).
Воспитание стремления к соучастию в деятельности взрослых по защите природных объектов и сохранению качества окружающей среды, заботе о ближайшем природном окружении. |
Чтение художественной литературы
Интегрируется с образовательными областями:
-Познание
-Социализация
-Музыка
-Здоровье |
- Центр «Здравствуй, книжка» |
· Формирование потребности рассматривать книгу, беседовать по поводу ее содержания.
· Развитие литературной речи, художественно-творческого потенциала.
· Развитие интереса к художественной литературе.
· Воспитание привычки к аккуратному обращению с книгой.
· Воспитание эмоционального отношения к героям художественно-литературных произведений средствами музыкальных произведений разных жанров, желание создавать яркие выразительно-изобразительные образы литературных героев.
· Приобщение к миру уральской художественной культуры через сказки, сказы, легенды, мифы народов России, Среднего Урала, творчество известных писателей литературных произведений для детей.
Развитие понимания нравственно-этических отношений героев художественных произведений. |
Коммуникация
Интегрируется с образовательными областями:
-Социализация
-Безопасность
-Чтение художественной литературы
-Познание
-Труд
-Физическая культура
-Здоровье |
- Центр речевого развития
- Центр «Будем говорить правильно» |
· Стимулирование и развитие речевой активности ребенка.
· Развитие всех компонентов речевой системы.
· Формирование коммуникативных навыков.
· Развитие мелкой и крупной моторики. Умение манипулировать с предметами.
· Развитие эмоционально-чувственной сферы на примерах литературных произведений.
· Ознакомление с грамматическими конструкциями связной речи через восприятие народного произведения в любой форме (сказка, миф, легенда, сказ).
· Развитие представлений о нравственных качествах: об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости, о щедрости и жадности, определяющие нормы поведения детей после прочтения литературных произведений.
Воспитание культуры речи, речевого поведения, чтения. |
Физическое направление развития детей |
Физическое развитие
Интегрируется с образовательными областями:
-Коммуникация
-Познание
-Музыка
-Здоровье
-Социализация
Безопасность |
- Центр физического развития |
· Удовлетворение потребности детей в двигательной активности.
· Организация самостоятельной двигательной активности на основе использования накопленных знаний, средств и методов в области физической культуры.
· Профилактика негативных эмоций. Формирование способности контролировать свои эмоции в движении. Формирование умений передавать ощущения, эмоции в речи.
· Ознакомление с нормами и правилами безопасности в двигательной деятельности
· Развитие самооценки собственных достижений в области физической культуры.
· Формирование навыка выполнения правил безопасного использования физкультурного оборудования.
· Формирование необходимых культурно-гигиенических навыков: умение самостоятельно и правильно мыть руки после занятий физическими упражнениями и играми. Формирование умения самостоятельно устранять беспорядок в одежде, прическе, после занятий физическими упражнениями и после игр.
· Развитие потребности в творческом самовыражении через физическую активность.
· Развитие умения налаживать отношения со сверстниками в совместных видах физической деятельности в соответствии с принятыми правилами и нормами.
· Развитие способности после рассматривания книжных иллюстраций, схем воспроизводить по ним основные движения, комплексы упражнений.
· Ознакомление детей со знаменитыми спортсменами, видами спорта, спортивными сооружениями, оборудованием, великими достижениями российских, уральских спортсменов в области спорта.
Развитие представлений детей об основных способах обеспечения и укрепления доступными средствами физического и психического здоровья |
Безопасность
Интегрируется с образовательными областями:
-Познание
-Здоровье
-Чтение художественной литературы |
- Центр «ПДД»
- Центр «Пожарная безопасность» |
Художественно-эстетическое направление развития детей |
Художественное творчество
Интегрируется с образовательными областями:
-Познание
-Чтение художественной литературы
-Коммуникации
Ручной труд |
- Центр изобразительной деятельности |
· Поддержание и развитие у ребенка интереса к изобразительной деятельности.
· Формирование навыков изобразительной деятельности.
· Воспитание эстетических чувств.
· Формирование индивидуального и коллективного творчества и возможности самореализоваться.
· Формирование умения определять жанры живописи: натюрморт, портрет, пейзаж
· Формирование умений использовать различные материалы (природный, бросовый) с учетом присущих им художественных свойств, выбирать средства, соответствующие замыслу, экспериментировать с материалами и средствами изображения;
· Формирование интереса и способность проникаться теми чувствами, переживаниями и отношениями, которые несет в себе произведение искусства.
Приобщение детей к театральному искусству через знакомство детей с историей театра, его жанрами, устройством и профессиями; |
Музыка
Интегрируется с образовательными областями:
-Познание
-Чтение художественной литературы
-Социализация
Физическая культура |
- Центр музыкально-театрализованной деятельности |
· Поддержание и развитие у ребенка интереса к музыкальной и театрализованной деятельности.
· Воспитание эстетических чувств.
· Формирование индивидуального и коллективного творчества и возможности самореализоваться.
· Воспитание у детей основы музыкально-эмоциональной культуры.
· Формирование легкость и ловкость исполнения основных естественных движений (различных видов шага, бега, прыжков).
· Развитие музыкального интонационно-речевого опыта, умение пользоваться эмоционально-образным словарем. |
· Социально-коммуникативное направление развития детей |
Социализация
Интегрируется с образовательными областями:
-Познание
-Чтение художественной литературы
-Труд
-Коммуникации
-Безопасность |
- Центр сюжетно-ролевых игр
- Центр социализации
- Мини-музей «Изба» |
· Обеспечение активизации всего чувственного аппарата ребенка для познания окружающего мира и успешной социализации в нем, через игровые виды деятельности.
· Стимулирование коммуникативно–речевой, познавательной, эстетической деятельности детей.
· Обеспечение комфорта и эмоционального благополучия детей.
· Формирование представлений о важности безопасного поведения, соблюдения необходимых норм и правил в общественных местах, на улице и в транспорте, при действиях с травмоопасными предметами;
· Развитие представления о поступках, людей (великих, известных) как примерах возможностей человека.
· Развитие этически ценных форм, способов поведения и отношений с людьми: коммуникативных навыков, умения устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать, избегать конфликтов. |
Труд
Интегрируется с образовательными областями:
-Познание
-Чтение художественной литературы
-Социализация
-Физическая культура
-Художественное творчество |
- Центр труда |
· Формирование трудовых навыков по уходу за растительным и животным миром.
· Формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности.
· Развивать осознание своих физических возможностей на основе представлений о своем теле;
· Формирование трудовых умений и навыков, основ безопасности в разных видах труда.
· Формирование умения осуществлять коллективную деятельность, способность радоваться достижениям в трудовой деятельности других детей.
· Формирование представлений о трудовой деятельности людей (в первую очередь с деятельностью членов семьи и близких): о профессиональной деятельности (кто и где работал и работает); о бытовой деятельности (домашние дела и их распределение между членами семьи); об увлечениях и хобби. |
Вывод:
Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в группе играет большую роль в развитии и воспитании ребёнка.
Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста.
Изменения в предметно-пространственной среде группы вызвали количественные и качественные сдвиги, которые произошли в распределении детских активностей. При появлении некоторых материалов и игрушек (например, объектов для изучения), и создании условий для использования игрушек (компоновка игрушек для режиссёрской игры в соответствии с их сюжетообразующей функцией, дополнение их маркерами игрового пространства) произошли и значительные изменения в интересах и деятельности детей. Отмечены и другие изменения в поведении детей. Например, уменьшение количества конфликтов.
Таким образом, представленная нами модель предметно-развивающей среды позволяет:
- изменить распределение детских активностей: увеличить долю развивающих видов активности (способствует формированию познавательной активности);
- равномерно развивать мальчиков и девочек, расширять их интересы и направленность;
- упорядочить всю систему воздействий на ребенка: педагогических, воспитательных, оздоровительных, профилактических;
- облегчить воспитательно-образовательный процесс педагогу, повысить эффективность педагогической деятельности;
- способствовать эстетическому воспитанию детей в быту;
- обеспечить психофизиологический комфорт детям и педагогам, тем самым, способствуя профилактике нервного напряжения;
- воздействовать на настроение и психическое состояние детей и педагогов, а через них на организм в целом, т.е. способствовать оздоровлению.
Перспективы развития:
Хочется сказать и о дальнейших перспективах, так как в нашем детском саду нет спортивного зала, мы хотели, чтобы в группе зона двигательной активности была наиболее содержательней и полезной для воспитанников. Поскольку дети получают информацию о влиянии того или иного упражнения на определенную группу мышц. А так же продолжать работу по развитию предметно-развивающей среды, пополнять игровые уголки и предметы по специально-организованной деятельности.
Нормативно-правовые документы определяющие создание предметно-развивающей среды:
1. «ФГОС»
2. СаНПиНы 2.4.1.2660-10
3. Письмо МО РФ от 15.03.2004г «О направлении примерных требований к содержанию развивающей среды для детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье».
4. Письмо МО РФ от 17.05.95 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях».
5. Концепция построения развивающей среды авт. Петровский В.А.
Используемая литература:
1. Нищева Н.В Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации/Сост. Н.В. Нищева. - Спб., “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2006.-128 с., ил.
2. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений (Из опыта работы). М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.-192 с.
3.Жукова О.Г. Предметная среда. М.:Аркти,2007.
4.Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации. “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2006.
5.Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М.: Новая школа, 1993.
6. Павлова Л.Н. Раннее детство: предметно-развивающая среда и воспитание. Методическое пособие для педагогов групп раннего возраста. Серия: Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве // Отв. редактор Курнешова Л.Е. – М.: Центр «Школьная книга», 2004