Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение -

"детский сад комбинированного вида № 28 "Кораблик" городского округа Большой Камень

Инновационный подход

 

 

Инновационный подход

к созданию

предметно-развивающей среды

во второй младшей  группе ДОУ

в соответствии с ФГОС

 

 

Комарова Т.А.

воспитатель 1 квалификационной категории

 

 

_____________________________________________________________________________________________________________

 

Пояснительная записка

 

 

Нет такой стороны воспитания, на которую

обстановка не оказывала бы влияния,

нет способности, которая не находилась бы

в прямой зависимости от непосредственно

окружающего ребёнка конкретного мира…

Тот, кому удастся создать такую обстановку,

облегчит свой труд в высшей степени.

Среди неё ребёнок будет жить – развиваться

собственной самодовлеющей жизнью,

его духовный рост будет совершаться

из самого себя, от природы…

Е.И. Тихеева

 

Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено значимостью окружающей обстановки для разностороннего развития ребенка, успешной социализации в обществе.

Предметно-развивающая среда – это естественная комфортабельная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами, эстетически оформленная.

В такой среде возможно одновременное включение в различную деятельность всех детей группы в соответствии с их потребностями и интересами.

Грамотно организованная среда даёт возможность неформально построить педагогический процесс, избежать монотонности, помогает ребёнку быть постоянно занятым полезным и интересным делом. Даёт дошкольнику возможность испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества, способствует утверждению уверенности в себе.

Инновационность подхода к организации предметно-развивающей среды определяется актуальностью интеграции не только образовательных областей, определённых ФГОС, но и работой в МДОУ экспериментальной площадки по теме: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников».

Система духовно-нравственного воспитания детей дошкольного  возраста строится на приобщении их к культурному наследию своего народа. Русская культура, как культура великой нации, всегда отличалась высокой духовностью. Её исторические корни уходят вглубь веков. И во все времена взлёта и падения русская культура помогала своему народу не только выжить, но и сохранить своё лицо, самобытность, высокую духовность и нравственность. Приобщение к культуре развивает ум, формирует душу, обогащает речь.

Начиная с 2010 года, в  ДОУ планомерно проводится работа по духовно-нравственному воспитанию детей и приобщению их к основам народной культуры.

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций в условиях светского образовательного учреждения оказалось делом необычайно трудным и деликатным, требующим единения желаний всех педагогов, детей и их родителей.

Принципы построения предметно-развивающей среды

Для того, чтобы предметно-развивающая среда выполняла основные функции, на этапе её проектирования В.А. Петровский предлагает  придерживаться следующих принципов:

·       принцип дистанции при взаимодействии;

·       принцип активности, самостоятельности, творчества;

·       принцип стабильности - динамичности;

·       принцип комплексирования и гибкого зонирования;

·       принцип эмоциогенности среды;

·   индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;

·   принцип сочетания привычных и неординарных элементов в организации среды;

·       принцип открытости - закрытости;

·       принцип учета половых и возрастных различий детей.

Построение предметной развивающей среды с учетом  вышеизложенных принципов дает ребенку чувство психологической защищенности, помогает развитию личности, ее способностей, овладению разными видами деятельности.

Приступая к оформлению группового помещения, мы упорядочиваем предметно-развивающую среду: приводим количество материалов и оборудования в соответствие с требованиями используемой программы; регулируем поло-ролевую адресность  оборудования и материалов, исходя из реального количества имеющихся в  группе мальчиков и девочек; выявляем и стараемся удовлетворить индивидуальные интересы, склонности и потребности  группы, опираясь на результаты диагностики.

Итак, в  группе детского сада мы учитываем:

- возрастные особенности детей,

- социально-психологические особенности детей,

- поло-ролевые особенности детей данного возраста,

- интересы, потребности детей данной группы.

Наряду с этим осуществляется работа по эстетическому оформлению группы, которая делится на два этапа:

1) теоретическая проработка и проведение поискового эксперимента по моделированию пространства группы на плане;

2) практическая работа по зонированию группы на основе теоретически или экспериментально созданной модели.

При этом учитываются психофизиологические факторы, т.е. те ощущения (зрительные, слуховые, тактильные), которые сформируются у ребенка при взаимодействии с объектами предметно-развивающей среды.

Анализ среды, с целью выявления проблемных зон: прежде чем приступить к оформлению групп, мы провели оценку предметной среды группового помещения и составили списки, имеющихся материалов и оборудования, выявляя, тем самым, дефицитарные области и пополняя их с учетом половозрастных и гендерных особенностей группы; потребностей и интересов детей, которые определяются в процессе наблюдения за свободной самостоятельной деятельностью с фиксацией их активности (умственной, физической, игровой). Результаты исследования, проведенного до создания инновационной предметно-развивающей среды, демонстрировали неравномерное распределение активностей детей. Очевидным было, что не все виды активности детей можно назвать развивающими, например, бытовую и неоформленную двигательную активность, поэтому следует стремиться к их нулевым значениям. Некоторые виды активности, несмотря на высокое процентное содержание, например, игра, носили явно выраженный гендерный уклон в сторону девочек. Доминировали ролевые игры в различные варианты «дочки-матери» и «парикмахерская», в которых мальчики участие не принимали. Для ролевой игры мальчиков материалы отсутствовали. Условия для режиссерской игры были созданы недостаточно, а имеющиеся были разрознены, не распределены в пространстве группы в соответствии с сюжетообразующими функциями. В продуктивной деятельности доминировало рисование. Познавательно – исследовательская деятельность присутствовала только в аспекте изучения репрезентативного материала, так как реальные объекты для исследования представлены не были.

В целом, предметно – развивающую среду группы можно было охарактеризовать как несоответствующую инновационным требованиям, как не создающую условия для реализации основных направлений деятельности детей.

 

Цель оформления среды: создание комфортных, благоприятных условий для развития ребенка в самостоятельной и совместной деятельности, обеспечивающей разные виды его активности.

Это обеспечивается за счет решения следующих задач:

Oсоздать необходимые предпосылки для развития внутренней активности ребенка;

Oпредоставить каждому ребенку возможность самоутвердиться в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, в максимальной степени раскрывающих его индивидуальные качества и способности;

Oввести стиль взаимоотношений, обеспечивающих любовь и уважение к личности каждого ребенка;

Oактивно искать пути, способы и средства максимально полного раскрытия личности каждого ребенка, проявления и развития его индивидуальности;

Oориентироваться на активные методы воздействия на личность.

  

Рекомендации к проектированию предметно-развивающей среды:

- среда должна быть наполнена развивающим содержанием: в обстановку группы кроме предметов, предназначенных детям по возрасту, должны быть включены материалы, соответствующие «зоне ближайшего развития»

- оборудование должно быть размещено так, чтобы было удобно организовать совместную и самостоятельную деятельность

- все предметы должны быть соразмерны росту, руке и физиологическим возможностям детей

- предоставление детям права изменять окружающую среду в соответствии со вкусом и настроением

- размещение материалов должно быть функциональным

- предметы должны выполнять информационную функцию об окружающем мире, стимулировать активность ребенка

- среда должна быть полифункциональной (материалы должны использоваться и для игровой, и для продуктивной, и для исследовательской деятельности)

- среда должна иметь подвижные границы

Педагогу необходимо учитывать, что развивающаяся среда раскрывает свои возможности благодаря общению детей с взрослыми в этой среде.

За основу разработки идеальной модели развивающей среды мы взяли идею, представленную в пособиях  Т.Н. Дороновой «Из ДОУ в школу», «Материалы и оборудование для детского сада»/ под ред. Т.Н. Дороновой и Н.А. Коротковой, Н.Ю. Честновой «Как обустроить детский сад».

Групповая комната представлена тремя зонами: активной, рабочей и спокойной.


Значение  предметно-развивающей среды:

 

-обеспечивает духовно-нравственное воспитание и развитие,

-высокое качество дошкольного образования,

-гарантирует охрану жизни и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников,

- обеспечивает комфортное пребывание детей в ДОУ и педагогов на рабочих местах.

Алгоритм создания предметно-развивающей среды в ДОУ

В результате проведённой работы составлен  примерный алгоритм преобразования предметно-развивающей среды в группе детского сада.

Шаг 1. Сформулировать цели и задачи работы на основе анализа основной общеобразовательной программы и в соответствии с возрастными особенностями детей.

Шаг 2. Провести оценку  и анализ предметно-развивающей среды группового помещения, определив дефицитарные области.

Шаг 3. Изучить интересы, склонности, предпочтения, особенности детей группы.

Шаг 4. Составить перечень необходимых материалов и оборудования исходя из принципа необходимости и материальных возможностей.

Шаг 5. Составить план - схему, определив пространственное размещение оборудования в группе, опираясь на принцип нежёсткого зонирования. Предусмотреть способы выделения игровых зон.

Шаг 6. Разместить мебель и крупное оборудование согласно плану-схеме, наполнить игровыми материалами.           

Шаг 7. Продумать последовательность внесения изменений предметно-пространственной среды в течение года, с учётом образовательной программы, положительной динамики развития детей, приобретения новых средств.

Таким образом, каждый последующий технологический шаг представляет собой продолжение и развитие предыдущего и в то же время часть целого, поэтому каждый шаг служит всей организационно-педагогической деятельности и обеспечивает достижение поставленной цели – организации предметно-пространственной развивающей среды, позволяющий реализовать содержание основной общеобразовательной программы дошкольного образования и достичь планируемых результатов её освоения.

Центры развивающей активности детей

Обстановку в группе создали таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно делать выбор. Помещение группы разделено на несколько центров, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов для познания, исследования в разных областях деятельности, игры.

Центры развития активности детей в группе

Образовательная область

Центры активности

Интегративная направленность деятельности центра

Познавательное и речевое направление развития детей

Познание

Интегрируется с образовательными областями:

-Чтение художественной литературы.

-Коммуникация.

-Социализация.

-Безопасность.

-Музыка.

- Центр сенсорного развития

- Центр «Мы познаем мир»

- Центр конструктивной деятельности

- Центр математического развития

·               Развитие и обучение детей средствами игровой предметности.

·               Стимулирование и развитие познавательной активности ребенка.

·               Развитие системы элементарных математических, экологических, естественно - научных представлений, физических, коммуникативных, художественно-эстетических навыков.

·               Формирование элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка – дошкольника.

·               Развитие чувства прекрасного к природным объектам и явлениям через восприятие музыки, произведений художественно-литературного творчества.

·               Приобщение к чтению познавательной и художественной литературы.

·               Развитие умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении.

·               Формирование трудовых и безопасных навыков по уходу за растительными и животными объектами.

·               Формирование у детей представлений о сенсорных эталонах объектов природного и социального окружения.

·               Формирование стремления к освоению нового (получение информации из энциклопедий, справочной литературы).

Воспитание стремления к соучастию в деятельности взрослых по защите природных объектов и сохранению качества окружающей среды, заботе о ближайшем природном окружении.

Чтение художественной литературы

Интегрируется с образовательными областями:

-Познание

-Социализация

-Музыка

-Здоровье

- Центр «Здравствуй, книжка»

·               Формирование потребности рассматривать книгу, беседовать по поводу ее содержания.

·               Развитие литературной речи, художественно-творческого потенциала.

·               Развитие интереса к художественной литературе.

·               Воспитание привычки к аккуратному обращению с книгой.

·               Воспитание эмоционального отношения к героям художественно-литературных произведений средствами музыкальных произведений разных жанров, желание создавать яркие выразительно-изобразительные образы литературных героев.

·               Приобщение к миру уральской художественной культуры через сказки, сказы, легенды, мифы народов России, Среднего Урала, творчество известных писателей литературных произведений для детей.

Развитие понимания нравственно-этических отношений героев художественных произведений.

Коммуникация

Интегрируется с образовательными областями:

-Социализация

-Безопасность

-Чтение художественной литературы

-Познание

-Труд

-Физическая культура

-Здоровье

- Центр речевого развития

- Центр «Будем говорить правильно»

·               Стимулирование и развитие речевой активности ребенка.

·               Развитие всех компонентов речевой системы.

·               Формирование коммуникативных навыков.

·               Развитие мелкой и крупной моторики. Умение манипулировать с предметами.

·               Развитие эмоционально-чувственной сферы на примерах литературных произведений.

·               Ознакомление с грамматическими конструкциями связной речи через восприятие народного произведения в любой форме (сказка, миф, легенда, сказ).

·               Развитие представлений о нравственных качествах: об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости, о щедрости и жадности, определяющие нормы поведения детей после прочтения литературных произведений.

Воспитание культуры речи, речевого поведения, чтения.

Физическое направление развития детей

Физическое развитие

Интегрируется с образовательными областями:

-Коммуникация

-Познание

-Музыка

-Здоровье

-Социализация

Безопасность

- Центр физического развития

·               Удовлетворение потребности детей в двигательной активности.

·               Организация самостоятельной двигательной активности на основе использования накопленных знаний, средств и методов в области физической культуры.

·               Профилактика негативных эмоций. Формирование способности контролировать свои эмоции в движении. Формирование умений передавать ощущения, эмоции в речи.

·               Ознакомление с нормами и правилами безопасности в двигательной деятельности

·               Развитие самооценки собственных достижений в области физической культуры.

·               Формирование навыка выполнения правил безопасного использования физкультурного оборудования.

·               Формирование необходимых культурно-гигиенических навыков: умение самостоятельно и правильно мыть руки после занятий физическими упражнениями и играми. Формирование умения самостоятельно устранять беспорядок в одежде, прическе, после занятий физическими упражнениями и после игр.

·               Развитие потребности в творческом самовыражении через физическую активность.

·               Развитие умения налаживать отношения со сверстниками в совместных видах физической деятельности в соответствии с принятыми правилами и нормами.

·               Развитие способности после рассматривания книжных иллюстраций, схем воспроизводить по ним основные движения, комплексы упражнений.

·               Ознакомление детей со знаменитыми спортсменами, видами спорта, спортивными сооружениями, оборудованием, великими достижениями российских, уральских спортсменов в области спорта.

Развитие представлений детей об основных способах обеспечения и укрепления доступными средствами физического и психического здоровья

Безопасность

Интегрируется с образовательными областями:

-Познание

-Здоровье

-Чтение художественной литературы

- Центр «ПДД»

- Центр «Пожарная безопасность»

Художественно-эстетическое направление развития детей

Художественное творчество

Интегрируется с образовательными областями:

-Познание

-Чтение художественной литературы

-Коммуникации

Ручной труд

- Центр изобразительной деятельности

·               Поддержание и развитие у ребенка интереса к изобразительной деятельности.

·               Формирование навыков изобразительной деятельности.

·               Воспитание эстетических чувств.

·               Формирование индивидуального и коллективного творчества и возможности самореализоваться.

·               Формирование умения определять жанры живописи: натюрморт, портрет, пейзаж

·               Формирование умений использовать различные материалы (природный, бросовый) с учетом присущих им художественных свойств, выбирать средства, соответствующие замыслу, экспериментировать с материалами и средствами изображения;

·               Формирование ин­тереса и способность прони­каться теми чувствами, переживаниями и отношениями, которые несет в себе произведение искусства.

Приобщение детей к театральному искусству через знакомство детей с историей театра, его жанрами, устройством и профессиями;

Музыка

Интегрируется с образовательными областями:

-Познание

-Чтение художественной литературы

-Социализация

Физическая культура

- Центр музыкально-театрализованной деятельности

·               Поддержание и развитие у ребенка интереса к музыкальной и театрализованной деятельности.

·               Воспитание эстетических чувств.

·               Формирование индивидуального и коллективного творчества и возможности самореализоваться.

·               Воспитание у детей основы музыкально-эмоциональной культуры.

·               Формирование легкость  и ловкость исполнения основных естественных движений (различных видов шага, бега, прыжков).

·               Развитие музыкального интонационно-речевого опыта, умение пользоваться эмоционально-образным словарем.

·         Социально-коммуникативное  направление развития детей

Социализация

Интегрируется с образовательными областями:

-Познание

-Чтение художественной литературы

-Труд

-Коммуникации

-Безопасность

- Центр сюжетно-ролевых игр

- Центр социализации

- Мини-музей «Изба»

·                Обеспечение активизации всего чувственного аппарата ребенка для познания окружающего мира и успешной социализации в нем, через игровые виды деятельности.

·                Стимулирование коммуникативно–речевой, познавательной, эстетической деятельности детей.

·                Обеспечение комфорта и эмоционального благополучия детей.

·                Формирование представлений о важности безопасного поведения, соблюдения необходимых норм и правил в общественных местах, на улице и в транспорте, при действиях с травмоопасными предметами;

·                Развитие представления о поступках, людей (великих, известных) как примерах возможностей человека.

·                Развитие этически ценных форм, способов поведения и отношений с людьми: коммуникативных навыков, умения устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать, избегать конфликтов.

Труд

Интегрируется с образовательными областями:

-Познание

-Чтение художественной литературы

-Социализация

-Физическая культура

-Художественное творчество

- Центр труда

·                Формирование трудовых навыков по уходу за растительным и животным миром.

·                Формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности.

·                Развивать осознание своих физических возможностей на основе представлений о своем теле;

·                Формирование трудовых умений и навыков, основ безопасности в разных видах труда.

·                Формирование умения осуществлять коллективную деятельность, способность радоваться достижениям в трудовой деятельности других детей.

·                Формирование представлений о трудовой деятельности людей (в первую оче­редь с деятельностью членов семьи и близких): о профессиональ­ной деятельности (кто и где работал и работает); о бытовой дея­тельности (домашние дела и их распределение между члена­ми семьи); об увлечениях и хобби.

 

 

Вывод:

Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в группе  играет большую роль в  развитии и воспитании ребёнка.

Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста.

Изменения в предметно-пространственной среде группы вызвали количественные и качественные сдвиги, которые произошли в распределении детских активностей. При появлении некоторых материалов и игрушек (например, объектов для изучения), и создании условий для использования игрушек (компоновка игрушек для режиссёрской игры в соответствии с их сюжетообразующей функцией, дополнение их маркерами игрового пространства) произошли и значительные изменения в интересах и деятельности детей. Отмечены и другие изменения в поведении детей. Например, уменьшение количества конфликтов.

Таким образом, представленная нами модель предметно-развивающей среды позволяет:

- изменить распределение детских активностей: увеличить долю развивающих видов активности (способствует формированию познавательной активности);

- равномерно развивать мальчиков и девочек, расширять их интересы и направленность;

- упорядочить всю систему воздействий на ребенка: педагогических, воспитательных, оздоровительных, профилактических;

- облегчить воспитательно-образовательный процесс педагогу, повысить эффективность педагогической деятельности;

- способствовать эстетическому воспитанию детей в быту;

- обеспечить психофизиологический комфорт детям и педагогам, тем самым, способствуя профилактике нервного напряжения;

- воздействовать на настроение и психическое состояние детей и педагогов, а через них на организм в целом, т.е. способствовать оздоровлению.

Перспективы развития:

Хочется сказать и о дальнейших перспективах, так как в нашем детском саду нет спортивного зала, мы хотели, чтобы в группе зона двигательной активности была наиболее содержательней и полезной для воспитанников. Поскольку дети получают информацию о влиянии того или иного упражнения на определенную группу мышц. А так же продолжать работу по развитию предметно-развивающей среды, пополнять игровые уголки и предметы по специально-организованной деятельности.

Нормативно-правовые документы определяющие создание предметно-развивающей среды:

1.    «ФГОС»

2.    СаНПиНы 2.4.1.2660-10

3.   Письмо МО РФ от 15.03.2004г «О направлении примерных требований к содержанию развивающей среды для детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье».

4.    Письмо МО РФ от 17.05.95 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях».

5.    Концепция построения развивающей среды авт. Петровский В.А.

 

 


Используемая литература:

1. Нищева Н.В Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации/Сост. Н.В. Нищева. - Спб., “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2006.-128 с., ил.

2. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений (Из опыта работы). М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.-192 с.

3.Жукова О.Г. Предметная среда. М.:Аркти,2007.

4.Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации. “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2006.

5.Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М.: Новая школа, 1993.

6. Павлова Л.Н. Раннее детство: предметно-развивающая среда и воспитание. Методическое пособие для педагогов групп раннего возраста. Серия: Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве // Отв. редактор Курнешова Л.Е. – М.: Центр «Школьная книга», 2004

 

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 29.06.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения